Образовательные ресурсы
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.Хочу такой сайт
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Существующая с 2011 г. платформа представляет собой сборник интерактивных задач по широкому спектру предметов и классов. Включает более 30 тыс. заданий. По заявлению платформы, в системе зарегистрированы 3,5 млн учеников, 200 тыс. учителей и 2 млн родителей. По данным similarweb, среднее количество посещений платформы до февраля 2020 г. составляло около 20 млн в месяц и за период эпидемии выросло более чем в 5 раз — до 110 млн в апреле. Целевая аудитория — учителя, а также ученики 1–11-х классов. Сервис используется учителями как в общем, так и в дополнительном образовании.
Также в личном кабинете учителя предусмотрена функция «Виртуальный класс» для проведения индивидуальных и групповых онлайн-уроков с видео. Учителя и ученики могут видеть и слышать друг друга, учитель также может демонстрировать ученикам документы, презентации, электронные учебники и использовать виртуальные маркер и указку. Виртуальный класс можно использовать как для нескольких учеников, так и для всего класса. Платформа предоставляет доступ к записям онлайн-уроков для 1–4-х классов по математике, русскому языку, окружающему миру, английскому языку и литературе, а для 5–8-х классов — по математике, русскому языку, английскому языку, биологии и истории. Учитель и ученики имеют возможность в любой момент получить доступ к данным видеоматериалам для изучения новой темы или повторения пройденного материала. Ссылки на онлайн-уроки доступны на странице: <https://distant.uchi.ru/>.
Платформа также предоставляет вебинары для учителей и директоров школ об организации дистанционного обучения и необходимых для этого инструментах, дистанционную подготовку всех детей страны на своей платформе. Для ознакомления с вебинарами необходимо перейти по ссылке:
<https://uchi.ru/teachers-webinars>.
Целевая аудитория — ученики 1–11-х классов, по заявлению платформы, в системе зарегистрировано более 1,5 млн пользователей. По данным similarweb, количество посещений платформы до февраля 2020 г. составляло около 4 млн в месяц и за период эпидемии выросло в 3 раза — до 12 млн за апрель. Сервис предполагает полностью дистанционное обучение, но не предлагает модели своей интеграции в традиционную школу. Большая база контента с удобной и простой системой LMS, контентная база охватывает большинство предметов. Предоставляется доступ к небольшой выборочной базе бесплатного контента, все остальное — по подписке. Решение аналогично хорошо структурированной библиотеке.
Система связана с порталом госуслуг и региональными ГИС в сфере общего и среднего профессионального образования, функционально дополняет региональные системы. Например, электронные журналы и дневники продолжают работать на базе региональных ГИС, но дополнительно из ФГИС «Моя школа» можно получить доступ к обучающим материалам, видео, личным папкам и документам педагогов.
На сегодня онлайн-курсы МЭО по школьным предметам с 1-го по 11-й класс доступны на платформе с 90%-ной скидкой, а сам сервис имеет необходимый функционал для использования в школе в качестве платформы дистанционного обучения.
Целевая аудитория — школы. «Образовариум» — это развитые цифровые учебно-методические комплексы, включающие все необходимые материалы как для работы учителя, так и для самостоятельной работы учащихся, охватывающие все этапы построения урока: постановку цели и задачи, изучение нового материала, выполнение заданий разных типов, в том числе в игровой форме, разнообразную творческую деятельность, повторение и закрепление материала, а также методические материалы для учителя.
Использование встроенного многофункционального конструктора уроков и упражнений позволяет изменять готовые уроки либо создавать свои, направляя ученику именно тот материал, который ему необходим, что делает их удобными для использования при организации дистанционного обучения. Ресурсы в конструкторе уроков доступны на сайте https://obr.nd.ru/ при переходе в контекстном меню в раздел «Конструктор цифровой школы» либо по прямой ссылке https://ds.obr.nd.ru/. Для доступа в конструкторе к ресурсам используйте промо-код DSAll2020, который можно активировать через контекстное меню. Инструкция по работе с конструктором уроков опубликована на сайте: https://obr.nd.ru/c/manual/. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране все ресурсы для школ и детских садов сейчас доступны бесплатно в своих полных версиях для всех желающих.
Ценность «Открытой школы» заключается в обеспечении в современной школе условий, необходимых для эффективного учебного сотрудничества взрослого и ребенка на основе смешанного обучения, электронного обучения и применения дистанционных технологий при реализации образовательных программ. На платформе также имеются интерактивный ЕГЭ-тренажер, возможность назначать домашнее задание всему классу или отдельному ученику, проверять задания и управлять статистикой прохождения. Основное внимание платформа уделяет обучению учителей через очные программы, онлайн-курсы, конкурсы, педагогические школы и программы лояльности.
«Открытая школа» — это инструмент для управления качеством образования на основе функциональных возможностей и адаптивных цифровых образовательных ресурсов, ориентированных на персонализированный маршрут школьника. Целевая аудитория — школы, учителя, ученики. Компания заверяет, что все материалы прошли через экспертизу РАН, педагогических вузов и рекомендованы для применения в школе.